Карта сайта Написать письмо администратору

Поиск по сайту:


Погода в городе:
Яндекс.Погода

Реклама:

Наши друзья:
bike4u.ru
 
redBike.ru


Покатушки

Последнее поступление: 17.02.11 (Автор: Василий Хилинов)

Финляндия '10

Скажу сразу: данный длинный и временами нудный опус может в какой-то мере пригодиться тем, кто собирается в Финляндию в первый раз, либо тем, кто не бывал и вознамерился побывать в местах, посещенных нами и описанных в меру наших писательских талантов. К сожалению, не даю конкретных привязок к интересным объектам – в частности, потому, что финны почему-то экономят на километровых столбиках.

Пролог.

Плывут по реке два матраса. Один из них уже далеко не первой молодости, немного усталый, потертый сверху. Второй – свеженький, яркий, женского пола. Плывут по течению, не спеша, греясь на солнышке, время от времени заворачивая в понравившиеся заливчики и любуясь красотами...

Примерно так мы представляли себе будущее путешествие (мы – это слесарь АЦБК и его дочь Саша, закончившая 3-й курс АГТУ). Но если бы кто проследил траекторию нашего двухнедельного маршрута, он бы заметил: весьма нередко передвижение наше проходило по "логике розовых блондинок" – не только против течения, но и против здравого смысла...

В прошлом году после нашей первой более-менее серьезной поездки (Новодвинск – Емецк – Плесецк – Новодвинск) Саша заявила: в следующем году едем в Финляндию. "А то, что сказала дочка должно быть исполнено. Точка". Распределили обязанности: Саша занялась языковой подготовкой (английский и зачатки финского), на мою долю выпало материальное обеспечение. Последнее означало не только подготовку техники и снаряжения, но и накопление капитала в виде определенного минимума евреев (так некоторые личности обзывают европейскую валюту).

Часть первая. Предварительная подготовка.

Техника. Велосипеды Orbea (Испания) – колеса 28'', узкие шины, усиленный обод. Велорюкзаки на каждый велосипед. На моем, кроме того, установлена сумка на руль для фото-видеотехники и мелких вещей, а также корзинка над передним колесом.
Кстати, воспользуюсь случаем и благодарю Людмилу Петровну Добрынину – руководителя велоклуба "Круиз" – за консультации в выборе техники.

Снаряжение. Так как мы люди цивилизованные и привыкли к комфорту, то с собой были взяты: палатка, спальники, коврики, тент от дождя (смеетесь, да?). Поскольку костры в финской местности вне закона, обеспечились газовым хозяйством. В расчете на холодную погоду – теплые вещи (опять смеетесь?). Топор и пила фирмы "Фискарс" – для форс-мажорных случаев. Аптечки – для себя и техники. Специального велоснаряжения – велоштанов и шлемов – не приобретали: а вдруг в последний раз едем... обойдемся.

Информационное обеспечение. Купили дешевую карту финских автомобильных дорог. Были скачаны из интернета велосипедные карты, куски которых (предполагаемый маршрут) были распечатаны на обычном лазерном принтере (впоследствии выяснилось, что разрешения 150dpi, да еще в оттенках серого, явно недостаточно). Была приобретена книга "Велопутешествия за рубежом. Финляндия", изданная в Питере (далее по тексту – "книга"). На основе последней и была намечена основная линия маршрута – порядка 1000 км на две надели путешествия, т.е. 70-80 км в день. Кроме того, в процессе велся походный дневник. Последнее рекомендую – будет что почитать под старость (я не суеверный и не боюсь накаркать вариант, когда – при таком образе жизни – можно и ... в общем, когда читателями будут совсем другие люди).

Явочные точки. В наши желания естественным образом входила не только работа с нагрузкой, но и облегченная прогулочная часть по финским цивилизованным местам, а также посещение ряда объектов Питера. Поэтому весьма желательны были бы иметь места для приведения к цивильному виду наших тел, а также сброса лишнего груза (варианты сдачи оного в камеры хранения или закапывания в землю не рассматривались). Таковые нашлись – и в Питере, и в Espoo – благодаря моим старым походным знакомствам. Сколько раз приходилось убеждаться в справедливости слов одного из моих товарищей молодости Ромы Рабиновича; во время благополучного разрешения одной нестандартной ситуации он изрек: "Везде свои люди". Воистину!

Документы для легализации. Для мероприятия нужны были документы, как-то: загранпаспорта, страховки, визы, приглашения. Контора в здании напротив театра драмы (стоимость визы плюс 1700 с визитера) могла в принципе оформить документы и без приглашения (плюс еще 2500). Обошлись и так: приглашения пришли из того же Espoo. Везде свои люди! Оформление страховок (адрес подсказали в той же конторе) трудностей также не вызвала.

Часть вторая. "Подходы".
27 июня. Трудности могли начаться уже на ж.д. вокзале в Архангельске, и связаны они были с общим весом и габаритами наших грузов. В лимит 36 кг на душу мы вроде бы вписывались. Но вид моего самодельного 120-литрового рюкзака (который пришлось задействовать, т.к. наши старые велорюкзаки нельзя было переносить на плечах) мог бы внушить проводнику определенные сомнения. И вот тут пришлось узнать весьма глупые вещи. Во-первых, багажный вагон (запасной вариант) в настоящее время цепляется далеко не ко всякому поезду – поскольку пассажирские и грузовые перевозки, оказывается, теперь принадлежат к разным организациям. Во-вторых, в прежние времена для определения общего веса достаточно было покидать всю поклажу на весы и бесплатно получить соответствующую бумажку. Теперь же стали требовать взвешивания каждого места багажа по отдельности. И за плату. От такого сервиса пришлось отказаться – с возмущением, но на свой страх и риск.

К счастью, проводник оказался адекватен – мы, конечно, первопроходцами не были – и обошлось без вопросов как по весу, так и по габаритам. Велосипеды заблаговременно были частично разобраны (сняты руль, переднее колесо, седло и педали; все, кроме колес, прикручено скотчем к раме), помещены в самодельные чехлы (соответствующие куски ткани были сшиты по длинной и короткой стороне; в получившиеся низкие и широкие мешки сверху погрузились рамы) и обмотаны тем же скотчем. Передние колеса уместились в большие мешки для мусора и также забинтованы скотчем. Все это поместилось на багажную полку и пристраховалось репшнуром (без веревки или хотя бы репшнура я ни в один более-менее серьезный поход не хожу).

Хотел бы отметить еще один момент. При сборах желательно иметь список вещей, и отмечать, что упаковано. Обычно так я и делаю, а тут как-то легкомысленно отнесся... В поезде, уже на ходу, появилось свободное время и вместе с ним и мысль: забыл спальник. Распаковал рюкзак; все на месте. Новое сомнение: забыл стойки для палатки, а, может, и саму палатку. Повторил процедуру; все нормально. В этот раз повезло – мораль, думаю, понятна.

В Питере наскоро собрали велосипеды, нацепили на них рюкзаки с частью вещей и поместили в камеру хранения; сами вместе с остальным скарбом были доставлены на явочную квартиру ее хозяином с помощью личного авто. Он же и сообщил, что электричка до Выборга идет не с Ладожского вокзала, куда мы прибыли, а с Финляндского. То есть, надо было встать пораньше, ехать на Ладожский, собраться и своим ходом лупить до Финляндского.

28 июня. Так и было сделано. Около часа темпового променажа с расспросами, в результате чего на 9-часовую электричку таки успели. По приезду в Выборг (билеты, между прочим, желательно брать не только на себя, но и на средства передвижения) стали изыскивать варианты дальнейшего облегчения жизни. Но оказалось, что до Светогорска (60 км от Выборга) поезд уже ушел (ехали бы на первой электричке – успели бы). Водитель автобуса обещал взять, если будет место... в общем, сэкономили и на автобусных билетах.
Кстати, была у нас одна встреча. Во время ожидания автобуса подошел к нам некий колоритный дедок с мальчоночкой и попросил конфеток для последнего. Выделили. В ответ была презентована схема Выборга. Разговорились. И оказалось, что дедок этот в своей молодости работал в Архбуме. Везде свои люди! Сфотографировал их на память; тут же последовала просьба выслать фото – и, желательно, покрупнее. Ладно, исполним.

Часть третья. Основная.

Вот чем еще хорош походный дневник, так это тем, что он является как бы твердой копией памяти. Последняя, особенно с возрастом, весьма ненадежна. Не будь его, не знаю, что и как описывал бы я по прошествию пяти месяцев ...
Частично затарившись продуктами (с собой из дома брали только самый дефицит) пополудни выехали по направлению к Светогорску. Как впоследствии оказалось, рельеф местности уже был приближен к финскому. Проехали два пограничных поста; проверяли визы и загранпаспорта. На одном из постов весьма удивились, узнав, откуда и куда мы колесим; из чего был сделан вывод, что нормальные люди данный отрезок пути проделывают по-другому.

В Светогорске закупили еще продуктов, там же перекусили (забегая вперед, скажу, что во время всего путешествия мы никогда не готовили на обед горячее: покупали в магазинах то, что можно было употребить на месте без обработки). И вперед, к таможне.

Уже после того, как мы оказались за бугром, пришла мысль: как же должна была Россия насолить – как другим государствам, так и своим согражданам – чтобы так опасаться подвохов со всех сторон! Помимо двух упомянутых погранпостов нас проверяли еще трижды! И вполне логичным был следующий эпизод. Узрев среди прочей поклажи мою походную гитару и узнав ее возраст, таможенники вознамерились было причислить ее к достоянию республики (музыкальный инструмент старше 25 лет) с соответствующими оргвыводами. К счастью, после ее осмотра здравый смысл возобладал.

Заглянули для интереса в магазин Duty Free (по-русски – беспошлинная торговля), что между границами. В основном парфюмерия и спиртное. К этим товарам мы равнодушны, посему заведение покинули.

С финской стороны было намного проще. Чиновником было задано два вопроса: на чем едем и надолго ли, после чего был дан зеленый свет. Не спрашивали ни страховку, ни денежный минимум (на тот момент 30 евреев на один человеко-день) – наверно, моя дочь внушила ему доверие (на свой счет иллюзий в этом смысле не питаю). И никаких больше кордонов.

...Так, за бугор залезли. Пора определяться. Как-то все не по-русски...
Пришлось признать: по импортным картам ориентируюсь я отвратно. Кроме того, если б мы знали, что "Keskusta" указывает не на какой-то конкретно населенный пункт, а обозначает "центр", то мы бы не шарахались кругами правее Imatra (куда нам и надо было) по какой-то дорожной развязке. Где-то через час такой дурной тренировки Саше это надоело, и она нагло тормознула прямо на перекрестке авто какого-то аборигена. Тот на англо-финно-русском языке пояснил, что надо и где мы (кто мы – не уточнил, видимо, из деликатности).

В Imatra мы въехали уже вечером. Но, поскольку белые ночи в определенной степени есть и там, то поехали искать зрелищ. Нашли то, что именуется водопадом – правда, к нашему приезду его не включили. Лично меня впечатлило не очень – совокупность Братской ГЭС в миниатюре и русла саянской горной речки. Видали и поинтереснее.

\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/1.jpg\"


Покатавшись туда-сюда, поехали искать дорогу №3981. В книге (маршрут С2) говорилось, что найти эту своротку непросто. Совершенная правда! Дело усугублялось поздним временем (часов 10 вечера по местному)...
Знаете, как найти выход из лабиринта? Надо просто ходить и при этом держаться рукой за одну стену. Путь длинный, но верный (если только не ходить вокруг столба или топологически идентичного объекта). Примерно так выглядел наш дальнейший путь. Обстучали все углы и закоулки. Все по нулям – и спросить-то не у кого! К тому же заканчивалась питьевая вода, а все подходы к озерам были блокированы буржуйскими коттеджами. Были бы люди – спросили бы разрешения проехать, а так опасались реакционных действий: мало ли кому что спросонок покажется. Все же нашли место, прокрались на цыпочках, набрали воды.

Тем не менее навигационные потемки не рассеялись. Один раз встретили местного на авто, который улыбался, делал ручкой и бормотал нечто вроде "привет". При ближайшем рассмотрении оказалось: мало того, что он по-английски ни уха, ни рыла – так и говорил он не "привет", а "приват". То есть, эта местность моя, а вы бы, ребята, того... ну что ж, мы люди мирные...

Тем не менее, часов около 12 ночи нашли-таки ее, заразу №3981. Едем. Уж давно спать пора, а мы еще не ели. Еще около часа езды, и удалось-таки найти местечко для палатки, недалеко от дороги. С другой стороны, правда, торчали коттеджи – но это уж как-то слабо волновало.

29 июня. Ехали, само собой, уже с более позитивным настроением. По пути встретили товарища лет 40 на хорошем велосипеде; подъехал, спросил, не нужна ли помощь. Сказал, в частности, что дня через два ожидается гроза, а так погода будет ясная (кстати, сбылось).

Между прочим, зря говорят, что финны угрюмые и необщительные. В течение похода неоднократно к нам подходили и предлагали помочь – накануне в Imatra, например.
Нашей ближайшей целью было посещение "парка параноидальной скульптуры" у дороги №6 (номер дороги уже давал определенный намек). Надо сказать впечатления мы действительно получили.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/2.jpg\"
Уже дома, при просмотре видео данного места, неподготовленный зритель чувствовал явный дискомфорт, после чего был дан совет вставить в фильм какой-либо комментарий, сглаживающий жутковатую картину. Общим числом более сотни, люди из самых разных времен, рода занятий, национальностей (а рожи! а позы!)...плюс прочие живые и неживые реалии...в общем, хорошо, что не на ночь.

Поскольку пришла пора пополнить съестные запасы, расскажу кое-что про магазины. Общее правило: в придорожных магазинах все дороже. Поэтому лучше искать в более-менее крупных городах. Нам, к примеру, рекомендовали магазины Alepa; мы также пользовались сетью K-market (у последних есть особенность: чем больше в названии букв "K" – от одной до трех – тем магазин крупнее). Цены в разных магазинах на разные товары разные (как, впрочем, и у нас), но в целом, конечно, выше в разы (одно из исключений – соки). И тем не менее итоговые суммы казались приятно маленькими. Сравнивали-то с суммой 30е. в день на человека – обожраться можно! Между прочим, можно сэкономить на том, что покупать уцененные продукты, на которые истекает срок хранения. Мы этим не раз пользовались, и ничего, выжили.
Приходилось покупать и воду – и это в "стране тысячи озер". Одну из причин я уже называл. Вторая – не во всех озерах вода питьевая, а кипятить как-то не хотелось (возможно, стоит рассматривать вариант с использованием походного портативного водоочистителя). Иногда, когда представлялся случай, воду набирали в туалетах (из кранов, конечно...) – водопроводную воду там очищают до питьевого качества. А воды надо было много: хотя бы по причине тогдашней жары.

Кстати, о жаре. Вот к этому мы оказались совершенно не готовы. Ехали в футболках; у меня были длинные брюки, а Саша ехала в шортах. Никаких предохранительных кремов взять не догадались, а когда опомнились, было поздно. Что получилось, можно представить: если уж у меня (от природы более устойчивого к солнцу) на предплечьях пузырьки повылезали, то на Сашины ноги и руки впоследствии страшно было смотреть – обгорели докрасна...

И напоследок о дорогах – вернее, о том, как по этим дорогам передвигаться. Мы знали, что делать это на велосипеде можно не по всем дорогам, но не придавали особого значения: ну как не ехать вдоль автострады по широкой обочине, отделенной сплошной полосой... И вот едем как-то и слышим сзади некое приглушенное кряканье. Обернулись – опаньки! – машина с мигалками. Я уже чувствовал шевеление кошелька: штрафы там, говорят, неслабые. Но как все же хорошо в Финляндии! Вежливые ребята объяснили, что ехать надо по второстепенной дороге, которая идет параллельно основной. И добраться до нее можно вон там, на ближайшей развязке. До свиданья.
Надо ли говорить, что после этого мы усиленно искали пути рядом с автострадами. Правда, не раз попадали в ситуацию, когда данная дорожка просто заканчивалась – иногда без выезда на основную дорогу. Приходится нарушать. Между прочим, уже когда мы ехали из Хельсинки к границе, встречали велоаборигенов, едущих не просто по автостраде, а навстречу движению... в общем, дорожный аспект надо изучать весьма подробно.

...Ладно, с лирическими отступлениями закончим. Пора ехать дальше – пока еще с неведением о вышенаписанном.

Заночевать решили у дороги №14 неподалеку от Punkaharju с тем, чтобы назавтра со свежими силами посетить места, которые товарищем, встреченным утром, были охарактеризованные как very very nice. Ехали, высматривали место для палатки. Время шло, места не было. Когда замаячила перспектива "холодной" ночевки, заехали в какую-то группу домов; ну вот, думаем, первая платная ночлежка...
Подъехав к одному из домов, попросили окружающего ребенка позвать взрослого. Вышла мадам. Вникла. Поговорила по мобильнику. И повела нас на поле – футбольное, находившееся неподалеку. Вот, говорит, располагайтесь. А платы не надо, поскольку не на территории коттеджа.

Нет, все же много хороших людей на свете. Правда, на поле тут же появились детишки вроде бы поиграть – ну да ладно, мы не в обиде, даже чуть пообщались. Палатку, конечно, из скромности поставили не в центральном круге, а за воротами. Озеро в двух минутах ходьбы – ну что еще надо для полного счастья?
30 июня. Уехали рано, оставив благодарственную записку... грустновато стало. Вот живут люди – работают, отдыхают. Спокойно живут, с достоинством. Почему же у нас столько свинства?..

Доехали до начала very nice. Что сказать? Красиво там, конечно; дорога прямо по косе, соединяющей острова, вокруг зелень и вода. Но, может, постарел уже, а, может, и покрасивее видел места – как-то не очень впечатлило. Гораздо сильнее запомнились окопы, оставшиеся с войны.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/3.jpg\"
И, может, не сами окопы, а то, как здесь оберегают память – бережно, без пафоса. И опять стало завидно. И опять стыдно – за нас...

Приобретя толику сувениров (надо сказать, денег потратили куда больше, чем накануне на продукты), поехали в музей леса (Lusto). Вот уж о чем не пожалели.
Вход в музей стоил 10е. обычный билет и 8 со студента (для музея – недорого). Отмечу, между прочим, что это не последний музей, нами посещенный. И всегда – всегда! – нам верили на слово, что Саша студентка (в отличие, к примеру, от Выборга, где студбилет только что под лупой не смотрели). И после посещения стало мне ясно, что по части лесозаготовок нам до них... весьма далеко. Чего стоит, к примеру, агрегат размером примерно 5х3х3 метра, представляющий собой нечто вроде плуга, который цеплялся к трактору.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/4.jpg\"
А трехручные бензопилы (правда, германского и канадского производства)? А десятки марок бензопил современных? А... (перечислять оччччень долго)?

Но дело даже не в количестве и качестве экспонатов (от древних лыж и одежды до современных автоматизированных участков). Дело в способе подачи информации.
Уже после Финляндии в Питере посетили мы Эрмитаж. Очень много всего. Но информационная часть – в подавляющем большинстве простые тексты (ну еще штатные гиды). Здесь же (как, впрочем, в других финских музеях, посещенных нами) – информация подана намного более разнообразно и интересно. Очень много фотографий – от маленьких до больших, во всю стену – рассказывающих о работе лесорубов, сплавщиков, прочих рабочих. Плакаты того времени, макеты. Да что макеты – был действующий манипулятор, на котором любой мог попробовать поупражняться в перемещении деревянных кубов (Саша, само собой, воспользовалась). Был небольшой, мест на десяток, зал, в котором в непрерывном режиме крутились старые документальные фильмы соответствующей тематики – и все это под национальные песни тех лет. Как же хотелось посидеть там хотя бы полчаса. И тогда я очень пожалел, что так глупо мы куда-то все время спешим...

И еще особенность финских музеев. Можно свободно (за редким исключением) пользоваться фото- и видеотехникой. А в том же Эрмитаже или Выборге за съемку надо было платить отдельно. Конечно, кто-то нарушал; кого-то, может, ловили. Как это опять же по-русски – запрещать, нарушать, ловить...
А вот в Retretti, в частности, в концертный зал, вырубленный в скальных породах, не попали.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/5.jpg\"
Во-первых, там стояли такие авто, что ставить рядом нашу технику могли бы счесть за оскорбление. А во-вторых, в местную ценовую политику мы уже явно не вписывались.

Заехали мы и в Kerimäki (находится в стороне от трассы, но для любопытной собаки 12 километров не крюк), где по книге находится самая большая в мире деревянная церковь (kirkko – так обозначают все церкви). Вроде бы при строительстве перепутали английские и метрические единицы длин. Действительно, строение значительно больше нормы.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/6.jpg\"
Но с переводом единиц – похоже, это рекламный ход: к примеру, вход тогда должен быть высотой не менее шести метров; на самом деле – около четырех. Но все равно интересно. На трассу, кстати, вернулись по другой дороге, сэкономив километров 10.

Далее путь лежал в Savonlinna, где расположена крепость на острове.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/7.jpg\"
Снаружи осмотрели почти со всех сторон, для чего, в частности, перебирались по ж/д мосту. А внутри почти ничего не увидели: основные внутренности закрылись в 17-30.

И напоследок поехали в Sulkava, где согласно книги находится "велосипед в дереве". Поселок нашли, а объект – нет. Увы. Отъехали, нашли место, встали на ночлег.

1 июля. По нашим предварительным планам было посещение Kuopio. Но после прикидок по времени рассудок возобладал над жадностью. Juva, Pieksämäki, Jyväskylä – ну а дальше на юг, на явочную хату.
Когда едешь не торопясь, очень хорошо видно, что финны очень любят места своего проживания. Места у отвороток к хуторам, где нередко стоят почтовые ящики – как правило, с чудинками. Цветочки в горшочках, гномики, прочие фигурки, из дерева вырезанные, яркие и забавно смотрящиеся надписи... да мало ли что можно придумать там, где не принято вандальное поведение? Сами хутора, естественно, тоже нередко весьма художественно оформлены: ворота нестандартные, те же деревянные фигуры, макеты, забавно раскрашенный здоровенный валун... конечно же, зелень и цветы.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/8.jpg\"


В общем, даже если едешь с расчетом на тупую "пилежку", все равно посмотреть есть на что. Вот на перекрестке дорог что-то вроде выставки сельхозтехники – несколько десятков различных сеялок-веялок и прочего инвентаря; как не остановиться. Вот проезжаешь через штатный вроде бы городишко и видишь вырезанные прямо из стоящих сухих деревьев огромных жуков или совиные фигурки, сидящие или забавно выглядывающие из дупел-сучков.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/9.jpg\"
А можно просто встать, отойти от дороги в сторону – да или просто на обочине – и поискать земляники.
Не доезжая Pieksämäki, встретили финского дедка. Колесит себе не спеша из Mikkeli, (километров восемьдесят всего-то) на невзрачном велосипедике (правда, с многоскоростной задней втулкой). Поговорили. Он кроме всего бывал в Ленинграде. Пожаловался, что сиденье его велосипеда жесткое. Как я его понимаю... Естественно, фото на память.

Проехали от Pieksämäki километров восемь, встали посредине какого-то карьера. Недалеко озеро, на берегу что-то вроде дачи, там же сарайчик, столик, стулья, лодка привязана – и никого. Мы, конечно, вторгаться не стали.

2 июля. Первой нашей целью на сегодня была стекольная фабрика, которую мы узрели на автомобильной карте где-то рядом с Lievestuore. В поисках информации забрели в придорожный магазинчик. В какой-то момент оборачиваюсь – надо же, вчерашний бородатый велопопутчик! Правда, теперь в сопровождении дамы и, как выяснилось, на авто. Он-то и прояснил, как добраться до искомой фабрики (Lasitehdas).
По прибытию оказалось, что стекольное производство уж года три назад ликвидировали за нерентабельностью. Остался магазинчик, распродающий остатки. Но мы внакладе не остались: на том месте теперь поселился музей цирка. Ну как мы могли не посетить – тем более за три еврочеловека?

Помещеньице относительно небольшое, но куча интересностей. Кроме предметов, имеющих разнообразное отношение к цирку (от наших – фото Никулина и Попова), была, к примеру, небольшая коллекция игровых автоматов разных лет (на каких-то можно было и поиграть – демо-версию, конечно), старые радиоприемники, тележка, в которой некогда развозили поп-корн... Можно было попробовать поиграть на стареньком бильярде, побалансировать на дощечке, поставленную на катушку... Как и везде, сделано красиво и с любовью.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/10.jpg\"


Хотел бы отметить интересную особенность местной туриндустрии. Прибываем мы, к примеру, в пункт "А", и далее по плану пункт "Б". И, как правило, в "А" лежат бесплатные буклетики с информацией о "Б". Как они угадывают, непонятно. Вот и сейчас, в музее цирка понабрали сведений о Jyväskylä и его интересных местах.
К сожалению, временной лимит развернуться не позволял. По приезду в Jyväskylä выяснилось, что музей авиации, куда мы было возжелали, находился километрах в 15 в сторону. Кроме того, цены – в пределах 20е. – окончательно убили идею посещения. А относительно позднее время прибытия как-то нивелировало и остальные желания культурно подрасти, хотя, судя по буклетам, злачных культуро-мест был не один десяток. Да и сам город, растянувшийся по холмам, был интересен. Тем не менее, надо было еще отъехать и найти место ночлега.

Едем по направлению к Joutsa. Видим какую-то вывеску. Еще одна интересность: мастерская камня. На определенной площади находился домик и образцы продукции. Да уж... чего только не делают из камня – от элементарной плитки до сложных скульптур; мебель, вазы, статуэтки... Хотели в качестве сувенира белый камешек, но поскольку хозяев не было, решили не жлобствовать.

3 июля. По сравнению с предыдущими днями на события мелковат.
В Joutsa у магазина видели стоянку для собак. Клетушка, дверца с замком. Вставляешь в щелочку 1е., дверцу захлопываешь, берешь ключ. Выходишь после магазина, открываешь; монетка вываливается обратно.
На трассе остановились у рыбной лавки. Собственно, это не совсем лавка, а мини-производство с полным циклом – от выращивания до приготовления. Купили с полкило лосося х.к. (30е. за кг) – надо ли описывать вкус?
Едем дальше, видим хорошее место для помоев-постирушек: озеро рядом с дорогой и свободный к нему подход. Естественно, остановились, освежились и освежить часть одежды.
И напоследок, не доезжая до Lahti километров 20, случилась у нас знакомство с местными гаишниками, о котором упоминал ранее. Исходя из данного события, а также если смотреть по велокарте, нам на эту дорогу соваться вообще нельзя было. Но чем хуже, тем лучше – тогда бы пропустили другие – приятные – события этого дня.

4 июля. В Lahti узнали особенность работы магазинов: почти все открываются в воскресенье с 12 часов. В ожидании открытия пошли искать зрелищ. Надо сказать, Lahti выглядит как-то более цивилизованно, и соответственно менее интересно, чем более мелкие города. Тем не менее, понаблюдали т.н. "водный орган" – комплекс фонтанов с определенным алгоритмом работы. Купили клубники. Сфотографировали трамплины. Сходили на набережную... Нет, конечно, было чего посмотреть: в любом финском городе хоть что-то отличное от других, да есть.

Едем. Ближе к вечеру связались с хозяйкой явочной квартиры. Прикинули по времени; должны быть на месте часам к девяти вечера...

Пошарахались знатно! Я уже упоминал, что отвратно ориентируюсь по городским картам (как оказалось, Саша – значительно лучше). Кроме того, куча дорог и развязок. Кроме того, устали за день. Еще и оказалось, компас врал. В совокупности – лишних километров 30 по наружному транспортному кольцу, а также по пригородам. Мобильник сожрал все финансовые запасы и сдох. Выручали "языки". Сначала какой-то гонщик остановился; не только подсказал, но и проехал с нами до проблемной точки. После, при дальнейшей корректировке маршрута, удалось отловить нескольких не испугавшихся (а было уже весьма темно), которые и навели на путь истинный.

... Час ночи. Прибыли на место. А дальше? Подъезд закрыт, все спят давно... Обходим дом, прикидываем место для палатки с тем, чтобы утром мимо нас не проскочили. Хорошо бы, говорю, на балкон кто вышел...
Открывается балконная дверь на третьем этаже. По-русски: "Вы не к нам?"
Везде свои люди!! Хозяйка предупредила своего квартиранта (тоже нашего соотечественника) о нашем прибытии; тот услышал родную речь...

5-7 июля. Экскурсии по Хельсинки и Espoo налегке. Каким же оказался легким велосипед без рюкзака!
Музеев, правда, посетили только два. Понравился музей почты. Как всегда, разнообразно и интересно – от "просто" почтовых марок до истории дирижаблей "Цеппелин". Интересно смотрелись восковые фигуры с очень натуральными лицами.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/11.jpg\"
Что до музея современного искусства (в эту среду, кстати, вход был бесплатный) – не очень впечатлило; был, правда, отдел, посвященный Глазунову в Финляндии. Наверное, не очень я современный. Ну а моим спутницам понравился, в частности, закуток, в котором с потолка свешивалась масса цветных ленточек, среди которых можно было бродить. Кстати, в данном музее темы и экспозиции периодически меняются.

Еще из культурных мероприятий было посещение крепости на острове; добираться надо было на катерке (между прочим, билеты на проезд у нас не проверяли – ни туда, ни обратно). Но опять же – как мне показалось, Соловки куда масштабнее.
В остальном – ездили и смотрели, ездили и смотрели. Забрели на тамошнюю барахолку, накупили у местного негра монеток для коллекции. Купили кое-каких подарков, зайдя на торговые ряды, что по набережной. Слушали уличных музыкантов. И еще там много нищих – вроде бы, из Сомали.

8 июля. Кончай перекур, начинай приседанья... виден конец отпуска, пора к дому подаваться.
Уехали рано утром. По привычке поплутав по местным дорогам (да... хоть я и лысый, а в вожди не гожусь...), нашли-таки музей "Эврика" – нашу очередную цель. Точнее, это не совсем музей, а скорее выставка техники, технологии, анатомии и прочего; причем рассчитана в основном на детишек.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/12.jpg\"
Жалко, на импортном языке, хотя кое-что было и на русском. Но экспонатов там... от маятника Фуко до веревки, имитирующей кишечник, которая может вытаскиваться из соответствующего отверстия макета человека... приборы, демонстрирующие различные физические явления... химическая лаборатория для желающих...велосипед, на котором можно ездить (и ездили) по тросу под потолком...очень много всего! Билет, соответственно, самый дорогой из всех, нами посещаемых заведений: 20.5е. и 14е. со студентов и детей. В данную цену входило и посещение планетария: наушники с выбором языка сопровождения, удобные лежачие кресла... так хорошо лежалось, что меня слегка сморило...

Встали на ночь километрах в 15 от Porvoo. Почва каменистая, колышки не вогнать. Не беда, использовали "горный" вариант: укрепили палаточные растяжки с помощью набранных валунов.

9 июля. Между прочим, не раз замечал: встречные велосипедисты обычно друг друга приветствуют - за исключением угрюмых профи, ну и велосипедных дам – те, видать, из скромности.
В Porvoo (при въезде остановились пощипать землянику) хотели посетить железнодорожный музей – не нашли. В качестве мини-компенсации зашли в интересную лавочку; там продавали товары в стиле "ретро" – причем не сувенирные, а вполне настоящие. Купили кое-что по мелочи. Поехали в центр; купил на распродаже (скидка 50%) спальник – легкий, до +5 всего; для лета пойдет.
Кстати, о распродажах. Именно в это время (середина лета) в различных магазинах нередко можно нарваться на довольно серьезные скидки. Проблема в том, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте и с нужным количеством финансов...
И еще. В магазинах, даже в очень больших (в Архангельске, к примеру, таких и близко нету) русский человек сразу обращает внимание на отсутствие контролеров-охранников. И дело тут, по-моему, не в том, что везде понатыканы камеры видеонаблюдения – такое мнение высказал один из моих собеседников, когда мы данную поездку обсуждали. По его словам, и все те "приятные нестандартности" (почтовые ящики и пр.) не трогают именно по этой причине. Не верю! Просто, похоже, не принято здесь воровать. Ну есть, конечно, особенно в более "цивилизованных" местах. А в более отдаленных, к примеру, можно встретить копилку-поросенка, поставленную возле туалета придорожной кафешки, и надпись: положите 0.5е. Никто, конечно же, за исполнением не следит. Кстати, если видеокамера установлена на каком-либо участке автомагистрали, об этом честно предупреждает соответствующий плакат.
Заночевали километрах в 15 от Kotka на берегу озерка. На той стороне были коттеджи, но они нам не помешали.

10 июля. Перед Kotka посетили резиденцию Александра III (опять же – в определенном смысле – "везде свои люди"). Историческое место, сохранилось от тех лет еще (жалко, часовенка закрыта была на ремонт). Рядом речка. Современный олигарх – даже маленький – от подобной обстановки с тоски бы удавился; но цари в то время были не пижонисты. Деревянное двухэтажное строение порядка 60 м2.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/13.jpg\"
Внизу столовая, кухня, кабинеты. Наверху – спальня, детские, комнаты прислуги и охраны. Никакой лишней роскоши, все просто, практично... и красиво – какой-то особой, исторической красотой.
По пути в Lappeenranta (по плану было максимально приблизиться), уже часов в девять вечера, доехали до части укреплений линии Салпа (Salpausselkä), расположенных вдоль дороги. Хоть и поздно было, и устали, но остановились. Массивные бетонные сооружения, бронированные поворотные башни, подземные помещения.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/14.jpg\"
В одно из них удалось попасть, и даже кое-что снять на видео – помогла подсветка камеры. Знатный, добротный бетонный гроб со всеми военными удобствами...

11 июля. В Lappeenranta планировали две вещи: прогулка на теплоходе с прохождением шлюза Сайменского канала и посещение крепости. Теплоходов по нужному нам маршруту ходило два; билеты в кассе (30е. на двоих). Прогулка два часа. Народ на палубе в значительной части был русский.
Затем поехали в крепость, которая была тут же, рядом с причалом. Как и везде в публичных местах, все разнообразно и интересно. Перед входом столкнулись с дикарем в шкуре, который с дубиной на плече шел по своим делам. Зашли. Отгороженный каменным забором кусок земли, десятка два строений, в настоящее время не всегда выполняющих те функции, что были заложены создателями; во многих из них сувенирные лавочки – причем, далеко не все продают приятные пустячки, есть и вещи полезные. Ходят люди в форме того времени. Конечно, есть церковь.
И напоследок нами была посещена еще одна интересная штука – песчаный замок (узрели в путеводителе). Данный конструктивный ансамбль строится каждый год на различные темы (в этом году была тема "динозавры") с привлечением энтузиастов из разных стран. Довольно масштабно: на сопроводительной дощечке было написано, что использовалось три миллиона кг песка (3000 тонн!). Впечатляет. Вылеплено много чего – от пещер до скульптур ящеров; все покрыто составом от дождя. Не забыты и дети - для малышей присутствует специальная песочная площадочка с игрушками.
\"http://www.bikeangelsk.ru/foto/2010/fin/15.jpg\"


Часть четвертая. Возвращение.

Ну вот и все...
По обычаю поплутав, ближе к вечеру плюнули и выбрали путь наименьшего сопротивления, т.е. поехали по самой крупной магистрали. Она и привела к границе. Выезд зеркально въезду: один чиновник с финской стороны (единственный вопрос – в какой раз посещаете?) и тройная проверка на нашей стороне. Правда, мало чего смотрели.

Кстати, отъехав от таможни с полкилометра, встретили лавочку Duty Free и просадили наши последние еврофинансы на сок и сладости.
На нашей таможне сообщили, что в погранзоне палатки ставить нельзя, поэтому за нее надо выехать (27 км). Так что на "нормальную" территорию въехали около 11 вечера. Палатку ставить не комильфо – понатыкано фур, километров на пять растянулись. А далее участок дороги ремонтировался, и опять мы ориентировку потеряли. Ладно, при пересечении Сайменского канала стояли наши гаишники; у них и узнали дорогу. Проехали еще чуть и встали. И сразу же почувствовали разницу между финскими цивилизованными комарами и нашими русскими...

12 июля. До Выборга добрались без происшествий. До электрички было время; поехали смотреть Выборгскую крепость, а заодно и сам Выборг...
Не знаю, кто как, а я бы советовал тем, кто хочет посети


Гидроэлектростанция в Imatra


Вход в парк параноидальной скульптуры


Окопы (Punkaharju)


Музей леса


Концертный зал в скале


Церковь в Kerimäki


Крепость в Savonlinna


Гномики


Совенок


В музее цирка


В музее почты


Музей Эврика


Резиденция Александра III


Укрепления Salpausselkä


Песчаный замок


 


 


 

 

Последнее в форуме

П - П - П:
Тема (Black.Dr): Мероприятия велоклуба "Рандоннёры Поморья".
Ответ (Black.Dr): -- moved topic --
 
Подробнее


 


Обращений: 4841093


ФОРУМ -> [Велотреп] [Покатушки] [Соревнования] [Железо] [Куплю-продам] [BMX, Street, Trial]  

2003-2017 © bikeangelsk.ru
Сайт архангельских велосипедистов

Программирование и дизайн © Максим Ливенцов, 2003-2017

Любая информация, представленная на этом сайте, может быть использована
в средствах массовой информации и/или в коммерческих целях
только с согласия автора и указанием ссылки на сайт:
bikeangelsk.ru - Сайт архангельских велосипедистов

Рейтинг@Mail.ru